Оформление налогового вычета стало проще: Используйте личный кабинет ФНС

Опубликовано: 27.09.2025

Процесс оформления налогового возврата значительно упростился с появлением персонального онлайн-кабинета на портале Федеральной налоговой службы РФ. Отныне нет необходимости в сборе пакета документов и заполнении декларации по форме 3-НДФЛ.

ФНС самостоятельно подготавливает заявление на возмещение, пользователю требуется лишь заверить его электронной подписью в своем личном профиле на сайте (вход осуществляется через учетную запись Госуслуг).

Упрощенная процедура распространяется на следующие виды вычетов:

  • Вычеты на имущество (приобретение недвижимости посредством банков, сотрудничающих с ФНС).
  • Социальные вычеты (с затрат, произведенных в 2024 году, например, на образование, медицинские услуги, спортивные занятия, страхование, при условии передачи соответствующей информации организацией в налоговую инспекцию).
  • Вычеты, связанные с долгосрочными накоплениями.
  • Вычеты по инвестициям.

Алгоритм (пример с имущественным вычетом):

  1. Банк предоставляет информацию в ФНС.
  2. В личном кабинете появляется готовый к подписанию бланк заявления (не позднее 20 марта следующего года, либо в течение 20 суток, если сведения от банковской организации были получены после 25 февраля).
  3. После подписания налоговая служба проводит проверку данных (как правило, от нескольких дней до трех месяцев).
  4. Средства возвращаются на банковский счет или идут в счет погашения налоговой задолженности.

В случае, если упрощенный порядок недоступен, сохраняется возможность подачи декларации 3-НДФЛ за предшествующие три года или оформления вычета через работодателя в текущем календарном году.


Комментарий:

Внедрение Федеральной налоговой службой РФ (ФНС) упрощенной процедуры оформления налогового возврата посредством персонального онлайн-кабинета представляет собой значимый шаг в направлении повышения доступности и эффективности налогового администрирования. Данное нововведение, в сущности, знаменует переход от сложного и бюрократизированного процесса сбора документов и заполнения деклараций к более автоматизированной и ориентированной на налогоплательщика системе.

Правовой анализ изменений:

Суть нововведения заключается в переносе бремени оформления заявления на возмещение с налогоплательщика на ФНС. Предполагается, что ФНС на основании данных, полученных от банков и других организаций, самостоятельно формирует заявление на возмещение. Пользователю же остается лишь подтвердить корректность предоставленной информации и подписать электронный документ своей электронной подписью, доступной через учетную запись Госуслуг. Юридически, это означает, что ФНС берет на себя функцию оператора больших данных и интерпретатора налогового законодательства в интересах конкретного налогоплательщика.

Сфера применения упрощенной процедуры:

Важно отметить, что упрощенная процедура распространяется на строго определенный перечень налоговых вычетов, что подчеркивает ее целевой характер. К этим вычетам относятся:

  • Имущественные вычеты: Позволяют налогоплательщикам, приобретающим недвижимость с использованием ипотечных кредитов банков-партнеров ФНС, вернуть часть уплаченного подоходного налога. Условием является передача информации от банка в ФНС.
  • Социальные вычеты: Касаются затрат, произведенных налогоплательщиком в 2024 году на социально значимые цели, такие как образование, медицинские услуги, спортивные занятия и страхование. Ключевым условием является передача информации об этих затратах соответствующими организациями в ФНС. Это подчеркивает необходимость активного взаимодействия между организациями, оказывающими услуги, и налоговыми органами.
  • Вычеты, связанные с долгосрочными накоплениями: Стимулируют граждан делать долгосрочные инвестиции, позволяя вернуть часть уплаченного налога с сумм, направленных на такие накопления.
  • Вычеты по инвестициям: Направлены на поддержку инвестиционной активности населения, предоставляя возможность возврата части налога с доходов или убытков, полученных от инвестиционной деятельности.

Практические аспекты и риски:

Алгоритм упрощенной процедуры выглядит следующим образом:

  1. Передача информации: Банк (или другая организация, предоставляющая услуги, дающие право на вычет) передает информацию в ФНС.
  2. Формирование заявления: ФНС формирует бланк заявления на возмещение в личном кабинете налогоплательщика. Сроки формирования заявления установлены (не позднее 20 марта следующего года, либо в течение 20 суток после получения сведений).
  3. Подписание заявления: Налогоплательщик проверяет данные и подписывает заявление электронной подписью.
  4. Проверка данных и возврат средств: ФНС проводит проверку данных. Сроки проверки законодательно не установлены, но указан примерный срок от нескольких дней до трех месяцев. Средства возвращаются на банковский счет или идут в счет погашения налоговой задолженности.

Несмотря на удобство, данная процедура не лишена рисков. Во-первых, существует вероятность технических сбоев в работе системы, что может привести к задержкам в оформлении и выплате вычетов. Во-вторых, важно внимательно проверять данные, содержащиеся в готовом заявлении, так как ответственность за их достоверность в конечном итоге несет налогоплательщик. В-третьих, необходимо учитывать, что упрощенный порядок применяется только при наличии информации от организаций, сотрудничающих с ФНС. Отсутствие такой информации автоматически исключает возможность использования упрощенной процедуры.

Альтернативные варианты:

В случае, если упрощенный порядок недоступен, налогоплательщики сохраняют возможность подачи декларации 3-НДФЛ за предшествующие три года или оформления вычета через работодателя в текущем календарном году. Это обеспечивает гибкость и гарантирует возможность реализации права на налоговый вычет вне зависимости от доступности упрощенной процедуры.

Вывод:

Упрощенная процедура налогового возврата через личный кабинет ФНС является прогрессивным нововведением, направленным на повышение удобства и доступности получения налоговых вычетов. Однако, налогоплательщикам необходимо внимательно изучать условия применения данной процедуры, тщательно проверять данные, содержащиеся в формируемых ФНС заявлениях, и использовать альтернативные варианты в случае недоступности упрощенного порядка. В целом, данное нововведение следует рассматривать как позитивный шаг в развитии налогового администрирования, направленный на повышение лояльности граждан и стимулирование экономической активности.