Расчетные центры смогут принимать оплату коммунальных услуг, используя собственные средства

Опубликовано: 16.10.2025

В Государственную Думу представлен на обсуждение законопроект, вносящий поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации и закон, регулирующий деятельность агентов по приему платежей (Федеральный законопроект № 1036203-8). Предлагаемые нововведения предусматривают:

Уточнение круга обязанностей расчетных центров в рамках Жилищного кодекса РФ, функционирующих в качестве представителей управляющих компаний (ТСЖ, жилищных кооперативов, региональных операторов) или представителей арендодателей (государственного или муниципального жилья). Данные обязанности связаны с осуществлением расчетов, сбором платежей за жилищно-коммунальные услуги и истребованием задолженностей по коммунальным платежам в судебном порядке.

Предоставление вышеупомянутым платежным агентам ряда привилегий, учитывающих специфику их работы.

Авторы пояснительной записки подчеркивают необходимость данных изменений, аргументируя это непоследовательным применением действующего законодательства. В некоторых субъектах Российской Федерации прокуратура ставит под сомнение легитимность договоров с ЕИРЦ в отношении приема платежей за социальный наем жилья, мотивируя это тем, что данные платежи относятся к бюджетным средствам, а Бюджетный кодекс Российской Федерации исключает передачу функций по распоряжению доходами бюджета сторонним организациям.


Комментарий:

Представленный на рассмотрение Государственной Думы Федеральный законопроект № 1036203-8 предлагает внесение существенных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и законодательство, регулирующее деятельность агентов по приему платежей. Ключевыми аспектами законопроекта являются уточнение обязанностей расчетных центров и предоставление им определенных привилегий, что требует детального правового анализа.

1. Уточнение круга обязанностей расчетных центров:

Предлагаемые поправки направлены на легализацию и унификацию деятельности расчетных центров, функционирующих в качестве представителей управляющих компаний, ТСЖ, жилищных кооперативов, региональных операторов, а также арендодателей государственного или муниципального жилья. Законопроектом четко закрепляются их обязанности в рамках осуществления расчетов, сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги и истребования задолженностей в судебном порядке.

Важность данного уточнения обусловлена существующей правовой неопределенностью и интерпретационными сложностями, касающимися полномочий расчетных центров. Закрепление этих обязанностей на законодательном уровне позволит избежать двоякого толкования и обеспечит защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

2. Предоставление привилегий платежным агентам:

Законопроект предполагает предоставление определенным категориям платежных агентов, осуществляющим сбор платежей за ЖКУ, ряда привилегий, учитывающих специфику их работы. Конкретное содержание подразумеваемых привилегий в тексте законопроекта не раскрывается, что оставляет пространство для различных толкований.

Необходимо отметить, что предоставление подобных привилегий должно быть обосновано с точки зрения экономической целесообразности и социальной значимости деятельности платежных агентов. При этом важно обеспечить сохранение баланса интересов всех участников правоотношений, в том числе потребителей жилищно-коммунальных услуг и других субъектов, задействованных в системе ЖКХ.

3. Анализ причин для внесения изменений:

Авторы пояснительной записки к законопроекту указывают на непоследовательность применения действующего законодательства как на основную причину для внесения изменений. В отдельных субъектах Российской Федерации прокуратура оспаривает легитимность договоров с ЕИРЦ в части приема платежей за социальный наем жилья, ссылаясь на Бюджетный кодекс РФ, запрещающий передачу функций по распоряжению доходами бюджета сторонним организациям.

Данная аргументация представляет собой серьезный вызов для существующих практик, поскольку ставит под сомнение правомерность использования ЕИРЦ и аналогичных организаций для сбора платежей за социальный наем. Предлагаемые законодательные поправки направлены на разрешение этого противоречия и обеспечение правовой определенности в данной сфере.

4. Правовые риски и перспективы:

Предлагаемый законопроект несет в себе как потенциальные возможности для оптимизации системы сбора платежей за ЖКУ, так и определенные правовые риски. Важно учитывать, что предоставление "привилегий" платежным агентам может привести к злоупотреблениям и нарушению прав потребителей, если не будут установлены четкие механизмы контроля и ответственности.

Кроме того, необходимо детально оценить соответствие предлагаемых поправок принципам бюджетного законодательства, чтобы исключить возможность неправомерного распоряжения бюджетными средствами.

5. Вывод:

Федеральный законопроект № 1036203-8 заслуживает внимательного изучения и детального обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. В процессе рассмотрения законопроекта необходимо обеспечить учет интересов как платежных агентов, так и потребителей жилищно-коммунальных услуг. Важно провести тщательный анализ возможных правовых рисков и разработать эффективные механизмы контроля и ответственности для предотвращения злоупотреблений. Только в этом случае предложенные изменения смогут способствовать оптимизации системы сбора платежей за ЖКУ и повышению эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса в целом.