Минфин России анонсировал обновление порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкоголя. Законопроект, одобренный российским правительством, вступит в силу с начала весны 2026 года.
Ключевые изменения:
Облегчение документооборота: Большинство необходимых данных, таких как информация о регистрации, постановке на налоговый учет и наличии торговых объектов, будут автоматически передаваться лицензирующему органу в электронном виде.
Онлайн-заявки: Предприниматели смогут подавать заявления через портал государственных услуг.
Сокращение сроков: Время обработки заявлений сократится в два раза и не превысит 15 рабочих дней вместо прежнего месячного срока. Продление возможно лишь в исключительных случаях и не более чем на 25 рабочих дней.
Основная цель реформы – снижение административной нагрузки на предпринимательскую деятельность.
Кроме того, Росалкогольтабакконтроль напоминает табачным компаниям о необходимости внесения информации в реестр видов продукции (в соответствии с Федеральным законом №203 от 13.06.2023). Действующие лицензиаты, у которых есть лицензии по состоянию на 1 сентября 2025 года, должны отправить соответствующую заявку до 1 декабря 2025 года.
Реформы, несомненно, окажут ощутимое воздействие на деятельность компаний, реализующих спиртные напитки в розницу. Заявленная оптимизация процесса лицензирования, инициированная Министерством финансов РФ и получившая поддержку Правительства, видится важным шагом, направленным на уменьшение административного бремени для коммерческих структур и повышение продуктивности взаимодействия с государственными органами. Центральным элементом здесь выступает стремление к автоматизации и упрощению порядка, что благоприятно отразится на деловой среде.
Изменения, вступившие в силу 1 марта 2026 года, в частности, переход к получению отдельных необходимых бумаг через систему межведомственного электронного сотрудничества (СМЭВ), станут значимым фактором, ограничивающим зависимость предприятий от дублирования документов для разных инстанций. Интеграция с информацией о госрегистрации, постановке на учет в налоговой, а также данными о наличии торговых точек позволит органу лицензирования быстрее и эффективнее проверять соответствие соискателя требованиям. Переход к электронной подаче заявки через портал госуслуг – это логичное продолжение курса на цифровизацию и ощутимая экономия времени и ресурсов для предпринимателей.
Сокращение сроков рассмотрения заявок с месяца до 15 рабочих дней (с допустимым продлением, но по строго определенным основаниям и не более чем на 25 рабочих дней) – ощутимое преимущество для бизнеса. Оперативное получение лицензии позволит своевременно начинать или продолжать деятельность, минуя необоснованные задержки и убытки. Жесткая регламентация причин для продления сроков рассмотрения также уменьшает риск злоупотреблений со стороны лицензирующего органа.
Важно учитывать взаимосвязь изменений с другими законодательными инициативами в сфере регулирования оборота акцизных товаров. Напоминание Росалкогольтабакконтроля об обязательствах производителей табака по внесению сведений в реестр видов продукции, согласно закону № 203-ФЗ, акцентирует важность комплексного подхода к соблюдению законодательных требований.
В заключение, намеченные преобразования в лицензировании розничной торговли алкоголем создают условия для упрощения и оптимизации административных процедур, облегчения нагрузки на бизнес и усиления государственного контроля. Успешная реализация этих мер требует плотного сотрудничества между государством и предпринимателями, а также четкой трактовки новых законодательных норм. Впрочем, заявленное стремление Минфина России и Правительства РФ свидетельствует о серьезности намерений по созданию более благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере розничной продажи спиртных напитков.